«Эх, Паша, Паша... Не уберегла тебя земля, небо было к тебе добрее»… Так написал в книге «Мы воевали на Ли-2» о своём боевом друге Павле Щербине ветеран Великой Отечественной войны, бывший офицер-авиатехник Николай Михеевич Горностаев.
Как возвращали имена
Упомянутая книга вышла в Москве в 1990 году, а годом ранее в БССР на странице районной газеты «Святло камунізму» (Молодечненский р-н Минской области) от 11.07.1989 была напечатана статья «Памяці чырвоных сокалаў».

Газета «Святло камунізму» (Молодечненский р-н Минской области) от 11.07.1989.
Статья в газете была приурочена к открытию 1 июля 1989г. нового памятника на братской могиле двух неизвестных летчиков – шла 45-я годовщина освобождения Беларуси от немецкого нацизма. Памятник устанавливался за счет средств и на территории совхоза им. Притыцкого в д. Тюрли, как раз за
стенами совхозной конторы.
стенами совхозной конторы.

Здесь установлен памятник погибшим летчикам.
«Еще один памятник возникает на многострадальной белорусской земле, как свидетельство того, что никто не забыт и ничто не забыто» – завершает статью ее автор, Евгений Константинович Литвин (в 1989-м председатель совхозного профкома). Но только сейчас можно уверенно назвать имена погибших лётчиков.
Поиск по воспоминаниям
В статье от 11.07.1989 со слов очевидца событий лета 1944 года Семена Михайловича Покликухи описывается один из тысяч военных эпизодов той войны – вынужденная посадка советского самолета возле деревеньки Тюрли близ города Молодечно, пленение, гибель членов его экипажа. Вот как
описал те события в статье С.М. Покликуха:
описал те события в статье С.М. Покликуха:
«Самолет летел со стороны Лебедево. Там были фашистские солдаты и самолет сильно обстреливали. Наверное, были и попадания, потому что он задымил и стал снижаться. Сел вот тут, на поле, немного не дотянув до леса. А в Тюрлях как раз были немцы. Они сразу в машину и к самолету. И с других деревень тоже подъехали, взяли в кольцо, не дали пробиться к лесу. Летчики – их было 7 человек – залегли за пригорком, начали отстреливаться. Двух их них убили в перестрелке, а пятерых взяли в плен. Мы увидели, как их гнали через деревню. Что с ними случилось потом – не знаю. На мою мысль, если бы им удалось добраться до леса, то остались бы живыми, т.к. на следующий день пришли наши. А немцы после того как взяли в плен летчиков, заложили мину и взорвали самолет. Мы даже не догадались номер его запомнить. Теперь уже тяжело будет догадаться, кто были те летчики и что с ними случилось».

Фрагмент статьи «Памяці чырвоных сокалаў».
Расследовать случай тогда взялись ребята из поискового отряда «Долг» Радошковичского районного Дома Пионеров. Вот, что в 2014 году я обнаружил в архиве своего отца – руководителя отряда Бриштена Вячеслава Антоновича:
1) Свидетельство Аркадия Васильевича Станевича.
2) Разрозненные свидетельства местных жителей.
3) Статью «Памяці чырвоных сокалаў».
4) Краткий черновик порядка поисковой работы.
В черновике отца значились такие шаги по поиску: установить день освобождения Тюрлей, экипаж какого типа самолета мог состоять из 6-7 человек, по типу самолёта определить лётный полк и по литературе выбрать полк, который принимал участие в освобождении г. Молодечно.
1) Свидетельство Аркадия Васильевича Станевича.
2) Разрозненные свидетельства местных жителей.
3) Статью «Памяці чырвоных сокалаў».
4) Краткий черновик порядка поисковой работы.
В черновике отца значились такие шаги по поиску: установить день освобождения Тюрлей, экипаж какого типа самолета мог состоять из 6-7 человек, по типу самолёта определить лётный полк и по литературе выбрать полк, который принимал участие в освобождении г. Молодечно.

Тот самый черновик (записано рукой моего отца).
6 октября 1989 года со слов жителя города Молодечно А. В. Станевича, 1911 г.р., он записал следующую историю о случае в Тюрлях:
«В середине июля 1944 года я с товарищами возвращался из Вилейского р-на из партизанского отряда им. К.Е. Ворошилова. Рядом с д. Тюрли (за Молодечно) в 100 м. от дороги мы увидели советский двухмоторный самолёт, метров 7-8 в длину. Передняя часть самолёта, кабина и крылья до моторов были обгоревшие. Передняя часть (нос) была стеклянной. Крылья и корпус самолета были заполнены снарядами (длина с боеголовкой примерно 50 см.) от зенитки, лежали без упаковок, головками к хвосту. На крыльях и хвосте были номера и буквы. От местного жителя узнали, что самолет перед самым освобождением сел (очевидно, по неисправности) на поле и окружен фашистами. 2 летчика были убиты в бою, а двое попали в плен».

Фрагмент свидетельства жителя города Молодечно А.В. Станевича.
Со слов местных жителей д. Тюрли поисковикам стали известны некоторые другие подробности. «2 летчика погибли в кабине, а 2 убегали к лесу в сторону Хожева», цвет самолета был светло-зеленый, зенитные снаряды лежали в крыльях и хвостовой части – капсюлями к передней части, а взрывателями к хвостовой, что летел самолёт с востока.
Один свидетель дал такие подробности: «Двое [убитых] летчиков были в кителях с желтыми погонами, 4-ро одеты в гимнастерки и комбинезоны, один из них был ранен в руку. Летчики отстреливались от окружающих немцев из пулемета, у убитых не было документов и после войны их якобы перезахоронили (куда?), рядом проходили немецкие танки, парашюты летчиков немцы разорвали надвое, а самолет был БОЛЬШЕ 10 метров» [взято отцом на листике рамку].
Один свидетель дал такие подробности: «Двое [убитых] летчиков были в кителях с желтыми погонами, 4-ро одеты в гимнастерки и комбинезоны, один из них был ранен в руку. Летчики отстреливались от окружающих немцев из пулемета, у убитых не было документов и после войны их якобы перезахоронили (куда?), рядом проходили немецкие танки, парашюты летчиков немцы разорвали надвое, а самолет был БОЛЬШЕ 10 метров» [взято отцом на листике рамку].
Поиск по документам
В 1989 году руководителю поискового отряда «Долг» Вячеславу Бриштену вряд ли было известно о готовившейся к печати книге «Мы воевали на Ли-2».
Попади книга в руки моего отца в начале 90-х, кто знает, возможно, родные членов экипажа советского самолёта ЛИ-2, сбитого немцами в июле 1944 года вблизи г. Молодечно, смогли бы узнать о судьбе своих родных и близких еще тогда, в 90-х…
Впрочем, имея на руках только вышеописанную информацию, обладая доступом к архиву ЦАМО и большому массиву методической литературы, мой отец и ребята имели хорошие шансы установить имена погибших и выживших членов экипажа. Поиск остался тогда незавершенным.
Прошло 26 лет… Из пыльного сарая постепенно возвращались к жизни тысячи бумажных страниц огромной поисковой работы отца, которые я бережно оцифровывал. В начале сентября 2015 года, будучи поисковиком научно-исследовательской группы военной истории и археологии «РУБОН», я впервые проанализировал выявленную информацию по эпизоду 4.07.1944 под Молодечно и сделал некоторые выводы.
Обсудив с руководителем нашей группы, историком авиации Дмитрием Киенко потери дальней авиации в Беларуси в начальной фазе операции «Багратион», мы пришли к выводу, что в то время в районе Вилейка-Молодечно-Красное пропало два экипажа из двух разных полков. Первый экипаж - летчика Андрякина из состава 108-го авиаполка дальнего действия. Самолет найден в 60-х в р-не Чистинских болот, а его экипаж увековечен на памятнике в п. Красное Молодечненского р-на (частично перезахоронен). Второй экипаж - Павла Щербины из состава 102-го авиаполка дальнего действия был сбит истребителем 4-го июля.
Прошло 26 лет… Из пыльного сарая постепенно возвращались к жизни тысячи бумажных страниц огромной поисковой работы отца, которые я бережно оцифровывал. В начале сентября 2015 года, будучи поисковиком научно-исследовательской группы военной истории и археологии «РУБОН», я впервые проанализировал выявленную информацию по эпизоду 4.07.1944 под Молодечно и сделал некоторые выводы.
Обсудив с руководителем нашей группы, историком авиации Дмитрием Киенко потери дальней авиации в Беларуси в начальной фазе операции «Багратион», мы пришли к выводу, что в то время в районе Вилейка-Молодечно-Красное пропало два экипажа из двух разных полков. Первый экипаж - летчика Андрякина из состава 108-го авиаполка дальнего действия. Самолет найден в 60-х в р-не Чистинских болот, а его экипаж увековечен на памятнике в п. Красное Молодечненского р-на (частично перезахоронен). Второй экипаж - Павла Щербины из состава 102-го авиаполка дальнего действия был сбит истребителем 4-го июля.

Выписка из журнала боевых действий.
Дмитрий Киенко:
«Днем 4 июля 1944г. 8 Ли-2 102 полка по два раза совершали доставку топлива и вооружения для мото-мех. корпуса генерал-майора Обухова (интересно, что именно в тот день, 4 июля 1944 года, генерал-майор был удостоен звания Героя Советского Союза) на площадку в 4 км. западнее Вилейки. Причем делали они это уже второй раз, так же поступали и днем 3 июля. Т.е. площадка была уже облетана и все ее знали. Так вот Щербина не вернулся из второго вылета совершенного 4 июля. Стало быть, весьма вероятно, что он летал два раза 3 июля и потом один раз 4 июля… Бортовой № самолета, вероятно, был № 24».
Дата события 4 июля 1944 (за день до освобождения Молодечно) и тип самолета Ли-2 из состава 102 авиаполка, который состоял из 5-7 членов экипажа, наводила нас на мысль, что мы на верном пути. Дело было за малым – подтвердить гипотезу, тем более что иных вариантов фактически не было.
В интернете тогда нашлось немало нового. Так, еще в 2010 году на страничке Форума Поисковых Движений известный в России поисковик-исследователь Константин Стрельбицкий опубликовал данные из «Акта по исследованию злодеяний, нанесённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками гражданам СССР, проживающим на территории Хожевского сельсовета Молодечненского района Молодечненской области».
Цитата:
В интернете тогда нашлось немало нового. Так, еще в 2010 году на страничке Форума Поисковых Движений известный в России поисковик-исследователь Константин Стрельбицкий опубликовал данные из «Акта по исследованию злодеяний, нанесённых немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками гражданам СССР, проживающим на территории Хожевского сельсовета Молодечненского района Молодечненской области».
Цитата:
«…при содействии жителей деревни Цюрли установлено: 4/VII-44 г. были расстреляны немцами два лётчика - старший лейтенант и лейтенант, адресов их не установлено, потому что документы были забраны немцами".

Выписка из акта комиссии.
Нашлась в интернете и книга Горностаева – «Мы воевали на Ли-2». Из книги:
«И вдруг — гибель Паши Щербины. В полк мы пришли одновременно, только он — борттехником. Этот здоровяк на диво хорошо знал Ли-2. Настолько хорошо, что ему очень хотелось стать полновластным хозяином машины. Он таскал за собой книги, учился, приглядывался к работе лучших летчиков. И добился своего — стал командиром экипажа. Откуда только у него брались силы? Около ста вылетов было у него на боевом счету. Но погиб он не в небе. На земле. Когда произвел посадку в районе Вилейки и началась разгрузка, на опушку леса вдруг вырвались фашистские танки. Так уж вышло, что пути отхода разбитого танкового батальона и самолета Паши Щербины скрестились. На войне непредвиденного много. Ли-2 был расстрелян. Экипаж успел покинуть машину, но не сумел уйти от смерти. Эх, Паша, Паша... Не уберегла тебя земля, небо было к тебе добрее... Из Боровой, Борисова, Приямино, Лиды, Гомеля на аэродромы и площадки у Сморгони, Русского Села, Речицы, Холопеничей, Хожево, Барановичей товарищи Щербины перебросили 122 тонны горючего и более 100 тонн боеприпасов [вот откуда зенитные снаряды уложенные боеголовками к хвосту в самолете]».
К сожалению, то ли из-за фантазии автора, то ли из-за редакторских художественных правок в книгу попали искаженные факты.
Однако очевидным было то, что разгрузка в р-не Вилейки происходила не раньше 2-го, и не позже 5-го июля, т.е. между освобождением Вилейки и Молодечно. За Молодечно вплоть до 5 июля на запад отступали немцы, в том числе танковые подразделения 5-й танковой дивизии Вермахта.

Карта окрестностей г. Молодечно - 4-5.07.1944.
Из журнала боевых действий 7-го авиакорпуса:
«4 июля 1944 … 102 АКП ДД 8-ю экипажами произвел 17 самолетовылетов на транспортировку грузов передовым частям 3-го БФ с аэродрома Смоленск на аэродром Вилейка. Доставлено 22,5 тонны горючего и боеприпасов. Транспортировка производилась под прикрытием истребителей. Один экипаж атакован истребителем противника типа МЕ-109, но наши истребители атаку противника отбили. Экипаж командира корабля Щербина на маршруте был атакован истребителями противника, с задания не вернулся – сбит».

Список членов экипажа.
После проверки и анализа данных из ОБД «Мемориал» и «Подвиг Народа» выяснилось, что из состава экипажа Павла Щербины погибшими значились трое офицеров и один сержант. Один офицер – штурман Ефим Клецман, а также сержант Михаил Казурин выжили (были в плену), на что указывала как запись в картотеке ГУК на офицерский состав, так и картотека послевоенных юбилейных награждений. Остальных членов экипажа на этом этапе установить не удалось. С высокой долей вероятности выходило, что немцы убили именно лейтенанта Павла Щербину и младшего лейтенанта Григория Сирицкого.

Памятник неизвестному экипажу (сентябрь 2015).
Ошибка в памятной надписи
24 сентября 2015 года я поехал в Тюрли, чтобы сфотографировать памятник. С дороги мемориал видно совсем не было – он был скрыт за группой кустов и молодых деревьев. На невысоком постаменте в изголовье могилы, окантованной небольшой бетонной кладкой, стоял валун с прикрепленной на
нём мемориальной табличкой, а снизу закреплен инвентарный знак воинского захоронения № 1604.
Текст таблички гласил:
нём мемориальной табличкой, а снизу закреплен инвентарный знак воинского захоронения № 1604.
Текст таблички гласил:
«За нашу советскую Родину! На этом месте 21 июля 1944 года геройски погиб в бою экипаж самолёта бомбардировщика. Имена их неизвестны, подвиг их бессмертен».

Памятный валун на братской могиле (сентябрь 2015).

Мемориальная табличка (сентябрь 2015).
Надпись обескураживала. 21 июля 1944?! бомбардировщик?! Возникли вопросы – а когда же была установлена мемориальная доска? И когда был установлен первый памятник? На сайте Молодечненского райисполкома выявил такие данные:
«1982г. Камень. Силумин. В память о погибших лётчиках, павших при освобождении района от немецких захватчиков. Высота 1,2м. Размер знака 0,6х0,8м. д.Тюрли, у мехдвора. Решением облисполкома от 27.03.89г. № 39».
Сплошная путаница!
Немного ясности вносили и архивные документы Молодечненского райгорвоенкомата. В документах конца 1980-х годов значилось, что в Тюрлях был ранее установлен деревянный памятник на месте братской могилы неизвестного экипажа самолета.

Выписка из архивного документа.
В феврале 2016 года я направил в военкомат города Молодечно материалы дела для отправки военкоматом запроса в архив ЦАМО (г. Подольск, РФ) по установлению судьбы всех членов экипажа Павла Щербины, а также выписки из личного дела выжившего штурмана Михаила Клецмана, который
попал в плен (об этом стало известно из записи в его УПК), но выжил и после войны проживал в Украине.
попал в плен (об этом стало известно из записи в его УПК), но выжил и после войны проживал в Украине.

Данные на Е. Клецмана.
Была большая надежда, что в его личном деле сохранится протокол допроса или рапорт об эпизоде 4 июля 1944 г., и об обстоятельствах гибели Щербины и Сирицкого.

Фрагмент анкеты-запроса.
Также мной были заказаны копии учетно-послужных карточек (УПК) Сирицкого и Щербины, в которых могли быть уточняющие сведения, а также фотокарточки летчиков.

УПК лётчика Г.И. Сирицкого.
В августе 2016 года пришли копии УПК офицеров, а через месяц был получен ответ из ЦАМО. И если в УПК не оказалось какой-то сверхважной информации, то ответ из ЦАМО порадовал полным списком экипажа ЛИ-2.
- Щербина Павел Емельянович, тех. л-т, командир корабля 1914 г. р.
- Клецман Ефим Моисеевич, мл. лейтенант, штурман корабля, 1922 г. р.
- Казурин Михаил Андреевич, сержант, техн. ав. бортов, 1919 г. р.
- Сирицкий Григорий Иванович, мл. лейтенант, летчик, 1923 г. р.
- Дуля Федор Исаакович, рядовой, воздушный стрелок, 1924 г. р.
- Шестопалов Андрей Сергеевич, мл. сержант, в/стрелок, 1925 г.р.
Немного слов об офицерах.
Щербина Павел Емельянович, 1914 года рождения, уроженец села Ильинка, Донецкой области, Украина. Жена летчика проживала в 1944 году в г. Иркутске, а родители в Украине.
Сирицкий Григорий Иванович, 1923 г. р., уроженец села Клугино-Башкировка, Харьковской области, Украина. Холост, родители проживали по месту рождения летчика.
Клецман Ефим Моисеевич, 1922 г.р., уроженец г. Балты, Одесской области. После войны проживал в г. Тульчине, Винницкой области, Украина.

Павел Щербина.

Григорий Сирицкий.

Ефим Клецман.
Казалось, что все уже известно и понятно. Картина складывалась следующая. Днём 4 июля 1944 года транспортный самолёт ЛИ-2 бортовой номер 24 из состава 102-го АПДД (командир корабля Павел Щербина) при выполнении боевого задания по доставке боеприпасов передовым частям Красной армии на площадку в р-не города Вилейка был атакован истребителями противника и сделал вынужденную посадку на поле возле деревни Тюрли близ города Молодечно. Буквально сразу советский самолет стали окружать отступающие по дороге на запад немцы. Возможно, командиром было принято решение произвести эвакуацию экипажа, при этом кто-то должен был обеспечить отход группы огнем из пулеметов. Вероятно, Павел Щербина руководил обороной. В результате скоротечного боя командир корабля Щербина и второй пилот Сирицкий были убиты, а штурман Клецман и сержант Казурин попали в плен. Возможно, в плен попали также сержанты Дуля и Шестопалов, однако это не так очевидно, ибо свидетельства очевидцев сильно разнятся, а из наградного листа сержанта Шестопалова следует, что он с июля 1944 года воевал в составе 96-й стрелковой дивизии 2-го Белорусского фронта. Эта дивизия в июле 1944 года как раз преследовала противника на территории Минской области южнее г. Молодечно в направлении Столбцы-Барановичи.

Наградной лист Шестопалова.
После пленения летчиков немцы подорвали самолет, при этом сгорела кабина и часть корпуса между крыльями и хвостом. Зенитные снаряды, которые оставались лежать в крыльях и хвостовой части, почему-то не детонировали от пожара и эти обстоятельства позднее явились свидетельством, что: а) самолет был транспортным; б) экипаж не успел выполнить поставленную задачу по доставке груза.
Для полной и точной картины не хватало показаний штурмана Клецмана и материалов раскопок с места вынужденной посадки самолета. Обломки и фрагменты взорванного самолета при их идентификации указали бы на тип воздушного судна. Все же оставались вопросы и сомнения. Помог случай.
Для полной и точной картины не хватало показаний штурмана Клецмана и материалов раскопок с места вынужденной посадки самолета. Обломки и фрагменты взорванного самолета при их идентификации указали бы на тип воздушного судна. Все же оставались вопросы и сомнения. Помог случай.
Финальная черта
В июне 2023 года краевед Владимир Садовский отправил мне немецкий аэрофотоснимок местности южнее г. Молодечно от 9 июля 1944г., на котором мне удалось точно идентифицировать место посадки самолета и его тип.

Фрагмент аэрофото - Ли-2.

Фрагмент аэрофото - Ли-2 (детально).
На аэрофотоснимке четко видно, что самолет приземлялся на поле с юго-западной стороны, при этом в момент посадки его развернуло на 45-60 градусов влево. В 80-100 метрах от дороги виден обгоревший остов самолета, характерные крылья и хвост. Именно так выглядел самолет, описанный А.В. Станевичем. Таким сегодня стал финальный штрих в этой истории.
«Хоть и прошло уже с тех пор 45 лет, однако и теперь еще находятся в земле неизвестные солдаты, про судьбу которых не знают ни родные, ни близкие,» - говорил на открытии памятника в Тюрлях 1 июля 1989 года главный идеолог Молодечненского РК КПБ Владимир Алексеевич Кушнеревич. Очень символично, что время ничего не поменяло в подходах ответственных лиц к делу увековечения памяти погибших.
Памятник подвергся коренной реконструкции совсем недавно, и сейчас на месте валуна с памятной табличкой аккуратная могилка с безликим серым постаментом с... той же надписью: «За нашу советскую Родину! На этом месте 21 июля 1944 года геройски погиб в бою экипаж самолёта-бомбардировщика. Имена их неизвестны, подвиг их бессмертен».
Старая табличка вмонтирована в основание постамента. Проще всего было перенести советский текст на новый памятник, не касаясь истории, не проводив поисковой работы. Очень. Очень жаль. Не заслужили летчики второй раз быть преданы забвению.
«Хоть и прошло уже с тех пор 45 лет, однако и теперь еще находятся в земле неизвестные солдаты, про судьбу которых не знают ни родные, ни близкие,» - говорил на открытии памятника в Тюрлях 1 июля 1989 года главный идеолог Молодечненского РК КПБ Владимир Алексеевич Кушнеревич. Очень символично, что время ничего не поменяло в подходах ответственных лиц к делу увековечения памяти погибших.
Памятник подвергся коренной реконструкции совсем недавно, и сейчас на месте валуна с памятной табличкой аккуратная могилка с безликим серым постаментом с... той же надписью: «За нашу советскую Родину! На этом месте 21 июля 1944 года геройски погиб в бою экипаж самолёта-бомбардировщика. Имена их неизвестны, подвиг их бессмертен».
Старая табличка вмонтирована в основание постамента. Проще всего было перенести советский текст на новый памятник, не касаясь истории, не проводив поисковой работы. Очень. Очень жаль. Не заслужили летчики второй раз быть преданы забвению.

Постскриптум
Меня немало удивило при подготовке данной публикации одно обстоятельство. В архиве поискового отряда «Долг» я все же обнаружил запросы на поиск родных Павла Щербины. Павел был летчиком и погиб на территории Беларуси в июле 1944 года. Только служил этот Павел Щербина в 7 гвардейском штурмовом авиаполку и был пилотом самолета-штурмовика ИЛ-2.

Ответ из военкомата - Щербина П.Ф. 24. Копия похоронки - Щербина П.Ф.
Щербина Павел Филиппович, гв. сержант, летчик, 1924г.р., уроженец Сумской области Белопольского района, с. Марковка (Украина), в РККА с 1941г. Попов Дмитрий Федорович, воздушный стрелок, гв. младший сержант, 1924г.р., уроженец Тамбовской области, с. Павлодар. В РККА с 1942г. 24 июля 1944 года. При штурмовке частей противника самолет был сбит немецкой ПВО. В результате прямого попадания самолет спикировал и, врезавшись в землю, загорелся. Экипаж погиб на месте. Произошло это между д. Ратичи и Скрыники Гродненского р-на Гродненской области, Беларусь.
Знают ли родные этих летчиков об их судьбе? Кто знает.