Улица Заславская, 18.
С этого места началась археологическая история Радошковичей. Именно тут в конце XIX века российский ученый Ф.В. Покровский выявил древнее городище. Местное название Шведская гора.Последний раз на Шведской горе археологические исследования проводились в 1979 году. Руководителем раскопок был археолог Вадим Иосифович Шадыро. Цитирую источник «Сбор памятников истории, культуры и археологии Беларуси»:
«Городище – местное название Шведская Гора. Высота над поймой реки 8-10 метров. Площадка круглая, диаметром 55 метров, теперь разрабатывается. Открыл в конце XIX ст. Ф.В. Покровский, обследовали в 1969г. А.Р. Митрофанов, в 1979г. В.И. Шадыро. Найдены штрихованная керамика, гладкостенная посуда V-VIII века, гончарная керамика XII-XIII ст., обломки глиняного праслица и железного ключа. Находки относятся к культурам штрихованной керамики, типу верхнего пласта Банцеровщины и эпохи Киевской Руси. Материалы обследования хранятся в Институте истории АН БССР».
Около 2000 лет назад на мысе Гуйки и в окрестностях вовсю кипела жизнь, и люди уже пользовались глиняной посудой. Кроме того, не позднее 1200-х годов люди уже изготавливали керамику с использованием технологии обжига. Т.е. цивилизационно наши Радошковичи как некий центр культуры уже был к тому времени сформирован.
Между прочим, очень возможно, что Радошковичи и их окрестности были одним из последних островков балтского язычества.

Во-первых, ученые отмечают, что севернее летописных Радошковичей в районе Малых и Больших Бакшт по Удре еще в XI-XIII вв. жили племена балтского происхождения. Граница их оседлости доходила до реки Гайна в Логойском районе. Во-вторых, сведения об основании костела и приходской церкви в Радошковичах упоминаются сравнительно поздно – в 1447 и 1451гг., в период расцвета ВКЛ как якобы сугубо христианского государства. В то время как, например, в столь же древних городах Заславль и Логойск христиане были властителями с XI-XII веков. К сожалению, археологические раскопки не дают пока однозначного ответа на этот вопрос.
Так почему же мыс Гуйки называют Шведской горой?
Так сложилось, что реальные шведы в народной памяти оставили значимый след после Северной войны 1700 – 1721гг. и даже ранее – в период страшной 13-ти летней войны (1654 -1667) Речи Посполитой с Московией, когда ВКЛ лишилась каждого второго беларуса.
В белорусской мифологии понятие "шведы" имеет не только значение исторических войн с участием этого народа, но и нарицание древности как таковой. Поговорка «за дзядамі шведамі» означает «очень давно». Я считаю, что эта гора именуется Шведской за неимением в исторической памяти народа более подходящего названия для данного городища. Шведская – суть древняя или легендарная. Косвенно это подтверждается археологией.
Район улиц Полоцкая, Янковского, 8 Марта
Какое-то время шли разговоры о Шведской горе как возвышенности в треугольнике улиц Полоцкая, Янковского, 8 Марта – там построена трансформаторная подстанция. Действительно, данная возвышенность на первый взгляд имеет вид археологического памятника, этакого форпоста на старом Полоцком тракте.Оживленный торговый путь на Полоцк исстари пролегал от этой точки Радошковичей на Илию – через Максимовку и вилейское Заборье, вдоль рек Рыбчанка и Илия, что подтверждают карты и описания улиц Радошковичей от 1564г.
Впрочем, на схеме, которую рисовала Вера Тарашкевич-Нижанковская (жена белорусского ученого Бронислава Тарашкевича, жившего в Радошковичах), Шведская гора указана в границах возвышенности, начинающейся от еврейского кладбища до братской могилы евреев на ул. 8 Марта.

Улица Пушкина огибает эту возвышенность и переходит в Полоцкий переулок. Возвышенность прорезают сегодня три улицы – Пушкина по левому краю, Полоцкая по центру и 8 марта по правому.
Вполне возможно, что данный топоним, Шведская гора, использовался местными по отношению ко второй части древнего городища долетописных Радошковичей. Археологических исследований в этой части поселка в советское время и постсоветский период не проводилось.
Не стоит исключать, конечно, и непосредственно «шведскую версию» названия Шведских гор в Радошковичах. Во время Северной войны около 3-х месяцев с 18 марта по 6 июня 1708 года тут находилась ставка шведского короля.
Здесь подданные Карла XII ждали, пока дороги станут твердыми, и занимались все это время сбором провианта для армии, а говоря простым языком – грабежом местного населения.
Понятно, что такие действия, а равно и шведское военное присутствие могло наложить свой отпечаток на память нашего народа.


С высокой долей вероятности можно утверждать, что деревня Кальсберг Минского района являлась местом постоянной дислокации шведских войск весной 1708 года, т.к. название деревни говорящее – Кальсберг (Карлсберг, т.е. город, место или крепость Карла). Одноименная марка пива, к сожалению, не имеет отношения к нашему Кальсбергу.
Факт: отец Веры, Андрей Снитка, был известным исследователем древностей в Радошковичах, проживал как раз в имении Кальсберг в конце XIX и до середины XX вв. Именно к краеведу Снитка приезжал в гости профессор Ф.В. Покровский, который проводил первые научные исследования Шведской горы. А сам Андрей Снитка открыл в начале XX века другое городище железного века (Выспа) вблизи д. Збаровичи Минского района. Это городище исследовано учеными, но сейчас сильно повреждено местными жителями, военным лихолетьем и все теми же «черными копателями».
Хотел бы обратиться сейчас к «черным копателям». Ребята, прошу, не ройтесь в древних городищах и курганах! Это аморально, ненаучно и подло: артефакты, найденные там, как правило, не имеют огромной денежной ценности, но имеют ценность историко-культурную. Это ВАША и НАША история! Артефакты периода раннего Средневековья могут постепенно раскрывать нам, какими были наши предки, жившие здесь задолго до нас. Место, культурный слой залегания находки, ее сохранность должны быть научно описаны. Уверен, то, что очередной бесполезный для вас артефакт будет валяться у вас в закромах, радости вам не добавит. А для ученого он тоже уже будет иметь сомнительную ценность, так как сведения о находке будут утеряны либо утаены. Пожалуйста, берегите наше наследие!
В следующей части нашего исторического экскурса я расскажу о названии поселка, причем тут Екатерина II и ее историки, и как «состарить» первое упоминание деревень Сычевичи и Ревкутьевичи.